502 Bad Gateway


nginx/0.7.67
AGRIPPINA VAGANOVA 502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/0.7.67

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/0.7.67

                                                         AGRIPPINA VAGANOVA (1879 – 1951) .
                                                      

Vaganova.jpg (16286 bytes)

Vaganova was the daughter of an usher at the Mariinsky. At the Imperial Ballet School she studied under Ivanov, Vazem, Gerdt and Nikolai Legat, graduating in 1897. As a dancer with the Imperial Ballet she was known as the “Queen of variations,” renowned for her jumps and batteries; although her lack of beauty meant that she did not receive the title of ballerina until 1915, the year before her retirement. Her many roles included, Odette-Odile (Swan Lake), the Mazurka (Chopiniana), Tsar-Maiden (The Little Humpbacked Horse); she created the role of the Chinese Doll in Fairy Doll (1903).
      She is most remembered as a great teacher, of generations of dancers, taking the best of the old imperial style – a Romantic plasticity allied with Italian bravura – and blending it with a more athletic movement, to form what became known as the Vaganova system; a method that did not isolate one particular part of the body, but trained it into one harmonious whole. Instead of the hitherto vague corrections given to a pupil, and using an analysis of musculature, Vaganova gave precise corrections for proper placement.
     Her first great pupil was Marina Semenova; later, Natalia Dudinskaya and Irina Kolpakova would be acclaimed.
     Her most important choreography, which demonstrated the strength of her teaching style, was Swan Lake (1933) and La esmeralda (1935), particularly the virtuoso pas de deux in Act II, Diana and Actaeon.
     She was director of the GATOB (renamed the Kirov in 1935) from 1931 – 37, and later of the School which bears her name, using her position in both to fight tooth and nail for the survival of classical ballet, in the face of opposition from doctrinaire ideologues.

 

 

Waganova.jpg (43797 bytes)

 

 

Wag_ucheniz.jpg (68451 bytes)

 

Агриппина Яковлевна ВАГАНОВА

[14(26).6.1879, Петербург,—5.11.1951, Ленинград], сов. артистка, педагог, профессор, балетмейстер.

     Родилась 14(26) июня 1879 года в Санкт-Петербурге, в семье капельдинера Мариинского театра, отставного унтер-офицера.
В 1889 году поступила в Санкт-Петербургское Императорское Театральное училище (ныне Академия Русского балета). Училась у педагогов А.А.Облакова, Е.О.Вазем, Л.И.Иванова, Х.П.Иогансона, П.А.Гердта, О.И. Преображенской.  Закончила училище в 1897 году.
      В 1897 окончила уч-ще и была принята в кордебалет Мариинского театра, выступала в партиях корифеек и солисток. Танцовщица строгой академической школы, она утверждала творческие принципы М.И. Петипа, Х.П. Иогансона, Н.Г. Легата. Критика называла Ваганову «царицей вариаций», признавая её непревзойдённой в вариациях в «Коппелии», в партиях Царицы вод («Конёк-Горбунок»), Повелительницы дриад («Дон Кихот») и др. исполняла сольные партии в "Раймонде", "Баядерке", "Дон Кихоте", "Коппелии" и др.
    В 1915 году получила звание балерины.
    Среди главных партий:
- Наила ("Ручей" Делиба),
- Одетта—Одиллия ("Лебединое озеро" Чайковского);
- Царь-девица ("Конёк-Горбунок" Пуньи),
- Жизель ("Жизель" Адана).
    В 1916 году она оставила сцену.
    Педагогическую деятельность начала в 1918 году, сначала в так называемой "Школе Миклоса", затем в Школе Русского балета А.Л.Волынского.
    Педагогич. система Вагановой, сложившаяся в процессе преподавания классического танца в Ленинградском хореографич. уч-ще (в 1957 присвоено имя Профессора  А.Я.Вагановой ; преподавала с 1921), дала новое развитие исполнительским принципам.
    Методика Вагановой изложена в её книге «Основы классического танца» (1934), которая выдержала 4 издания и переведена на многие языки. Для Вагановой-педагога основой выразительности танца является осмысленность техники, строгая постановка корпуса, позиций рук и ног.
   
В 1921-51 годах в Петроградском-Ленинградском хореографическом училище, ведущий педагог классического танца, осуществила 29 выпусков; среди учениц: М.Т.Семенова, О.Г.Иордан, Н.А.Анисимова, Г.С.Уланова, Т.М.Вечеслова, Н.М.Дудинская, Ф.И.Балабина, Г.Н.Кириллова, А.Я.Шелест, О.Н.Моисеева, Н.А.Кургапкина, А.Е.Осипенко, И.А.Колпакова.

    В 1934-41 годах - руководитель и ведущий преподаватель педагогического отделения училища, в 1946-51 годах - организатор и заведующая кафедрой хореографии Ленинградской консерватории.
    В 1931-37 годах - художественный руководитель балета Театра им. Кирова (Мариинского), где осуществила постановки в собственной редакции балетов "Лебединое озеро" (1933), трактуя партитуру Чайковского как «историю молодого человека XIX столетия», в стиле ранних немецких романтиков. Сцена первой встречи принца с Одеттой, сменившая прежний пантомимный эпизод, вошла в последующие версии этого балета. В «Эсмеральде» (1935) Ваганова проводила идеи хореографической драмы.
    В 1943-44 годах -художественный консультант балета Большого театра; оказала большое влияние на профессиональное становление М.М.Плисецкой.
    Школа Вагановой живёт и развивается в исполнительской и педагогической практике её учениц, оказывает значительное влияние на передовой зарубежный балет.
   
Блестящая педагогическая деятельность Вагановой и ее книга "Основы классического танца" (выдержала пять изданий: 1934, 1939, 1948, 1963, 1980, переведена более чем на 10 языков) создали ей славу великого педагога, а сформировавшаяся в России система преподавания классического танца во всем мире называется "методикой Вагановой".
    Ваганова обобщила сценическую практику русского балетного театра второй половины XIX века (творчество М.И.Петипа), традиции французской школы классического танца (ее ярчайшим представителем в России был Х.П.Иогансон), нововведения виртуозной итальянской школы (Э.Чеккети), принципы преподавания старших коллег Н.Г.Легата и О.И.Преображенской.
    В основе методики Вагановой - осмысленность и выразительность движений танцовщика, гармоничность танца, которые достигаются через развитие координации и органической взаимосвязи движений отдельных частей тела; при этом, особую роль играет постановка корпуса и активное участие в танце рук.
    Вагановой впервые из деятелей хореографии в 1946 году присвоено звание профессора.
    Ваганова - народная артистка РСФСР (1934), лауреат Сталинской премии (Государственной премии СССР, 1946).
    Скончалась 5 ноября 1951 года в Ленинграде. Похоронена в некрополе "Литераторские мостки" (Волково кладбище).
    В 1957 году имя Вагановой присвоено Ленинградскому хореографическому училищу (ныне Академия Русского балета); с 1988 года в Санкт-Петербурге проводится Конкурс имени Вагановой (с 1995 - Международный балетный конкурс "Ваганова-Prix").


   

Лит.:
Блок Л., А.Я. Ваганова, «Р. и Т.», 1937, №9;
Богданов-Березовский В.М.,
А,Я. Ваганова, М.—Л., 1950;
А.Я. Ваганова. Статьи. Воспоминания. Материалы, Л.—М., 1958.
 
(по В.М. Красовской с добавл.др.авторов)

Waganowa_prep.jpg (76404 bytes)

 

ЮБИЛЕЙ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕДАГОГА

(автор Светлана Сливинская)

    В Мариинском театре в рамках продолжающегося XII международного фестиваля искусств "Звезды белых ночей" состоялся гала-концерт, посвященный 125-летию со дня рождения А.Я.Вагановой, в котором приняли участие звезды балета Мариинского театра и еще совсем юные восходящие звезды и звездочки - учащиеся всех классов Академии Русского балета, носящей сегодня имя великого педагога. Но, воистину, можно утверждать, что среди всех балетных светил самой яркой звездой, никогда не закатывающейся и не меркнущей была сама А.Я.Ваганова с ее выдающейся школой, признанной во всем балетном мире как непреходящая ценность. И Ваганова как живая, перешагнувшая в XXI век, по праву праздновала свой юбилей на сцене родного театра.
    То была блистательная балерина, которую Мариус Петипа называл "царицей вариаций", хореограф-редактор, хореограф-постановщик, из произведений которой такой шедевр как "Диана и Актион" на музыку Ч.Пуни исполняется на всех мировых сценах самыми блестящими танцовщиками мира.
    В течение ряда лет Ваганова была художественным руководителем Мариинского (Кировского) театра. Но все-таки главным в ее творческой биографии стала педагогическая деятельность, позволившая ей в течение долгих лет воспитать целую плеяду замечательных балерин, в числе которых были М.Семенова, Г.Уланова, Н.Дудинская, А.Шелест, Т.Вячеслова И.Генслер, Н.Ястребова, О.Моисеева, Н.Кургапкина, И.Колпакова, А.Осипенко, выдающийся балетный критик В.Красовская и многие, многие другие, танцевавшие на лучших сценах мира, затем ставшие педагогами, несущими ее методику новым поколениям. И эта система, в основе которой лежит академическая безупречность классического танца, показала свое непререкаемое совершенство и постоянно утверждается в хореографическом пространстве и времени.
    Педагогическая деятельность была истинной любовью и признанием Вагановой. Воспитанница Школы Императорского балета, она со школьной скамьи анализировала систему балетного обучения, подмечая не только ее сильные, но и слабые стороны. Практически уже тогда закладывались основы ее будущей педагогической и научно-теоретической деятельности в области классического танца. Буквально с научной точки зрения, изучив русскую, французскую и итальянскую школы, которые с течением времени стали взаимодействовать и дополнять друг друга, Ваганова, основываясь на школе Петипа и развивая ее, поскольку любая школа, согласно ее убеждениям, является живым организмом, а не догмой, создала свою систему обучения, выстраивая уроки так, что они способствовали максимальному развитию тела танцовщицы, и ее ученицы свободно танцевали до пятидесяти лет, вызывая удивление и восхищение всего балетного мира. К тому же это были замечательные балетные актрисы, ибо Ваганова не признавала чистую технику без образности танца.
    Таким образом Ваганова с математической точностью доказала систему своей пластической аргументации. И школа ее, как великое достояние балетного искусства, была и остается в центре внимания и требования времени, ибо обеспечивает стабильность балетного искусства, прочную базу, на основе которой могут иметь место любые эксперименты, и, овладев которой, танцовщики могут исполнять любую хореографию любых жанров.
    О выдающихся достоинствах Школы Вагановой на юбилейном вечере говорила Алтынай Асылмуратова, замечательная балерина и педагог, ныне - художественный руководитель Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой.
    Зрительный зал приветствовал здравствующих учениц Вагановой, сегодняшних воспитателей балетной молодежи Ольгу Моисееву, Нинель Кургапкину, Галину Кекешеву, Аллу Осипенко. Среди зрителей присутствовала также внучка Вагановой Людмила Померанцева, проживающая в настоящее время в Австралии.
…В честь Вагановой были исполнены "Тени" из балета Минкуса "Баядерка", где вместе с учащимися Школы выступила солистка Мариинского театра Софья Гумерова, "Пахита", в которой блеснули Диана Вишнева и Евгений Иванченко, Па де де Дианы и Актиона в исполнении нынешних выпускников Академии Нанами Тераи (Япония) и Андрея Касьяненко и многие другие замечательные произведения.
    Когда-то Ваганова сделала своей преемницей любимую ученицу, выдающуюся Н.М.Дудинскую, которая вплоть до своей кончины в 2003 году, продолжила традиции ее Школы и воспитала, как и Ваганова много прекрасных балерин, в том числе и нынешнего поколения, среди которых сегодняшняя прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, исполнившая знаменитую балетную миниатюру "Умирающий лебедь", своеобразный символ русского балета.
    Этот юбилейный вечер еще раз продемонстрировал, что Ваганова - это не просто эпоха, а эпоха, продолжающаяся во времени.


   

 

Агриппина Яковлевна
ВАГАНОВА



502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/0.7.67